пятница, 2 октября 2015 г.

Когнитивная психология или "баги" в мозге

Когда социальный инженер использует психологические приёмы в своих грязных делишках, как правило он использует методы когнитивной психологии.


Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памятивниманиячувствпредставления информациилогического мышлениявоображения, способности к принятию решений.


Есть несколько интересных когнитивных особенностей нашего мозга, используя которые социальный инженер может добиться феноменальных результатов. Дело в том, что эти особенности характерны для 99% психически здоровых людей. Также их можно назвать ошибками сознания или когнитивными ошибками. С ними, кстати, связан и такой известный в Интернете термин как когнитивный диссонанс (лат. dissonantia — «несозвучность, нестройность, отсутствие гармонии»).

Ниже я расскажу про самые яркие из таких ошибок и особенностей нашего восприятия.

Эффект "Якоря"

Известно, что наша память и мышление во многом ассоциативны. Многие мнемонические техники основаны именно на создании ассоциации или "якоря", позволяя легко запоминать огромные объёмы структурированной информации.
В когнитивных процессах это приобретает очень интересные формы. Дело в том, что если наше восприятие настраивается на новую информацию, оно автоматически ищет "точку опоры", от которой можно было бы отталкиваться в дальнейших суждениях. Если ситуация или информация новая, и сознание "якоря" не находит, оно принимает за основу самую первую полученную информацию. Таким образом социальный инженер может самостоятельно установить нужный "якорь" своей Цели.
На этом эффекте основаны методы продаж. Зайдя, например, в магазин мужской одежды, грамотный продавец сначала всегда будет пытаться продать вам самый дорогой товар - костюм, тем самым создавая "якорь". Дальнейшие покупки (галстуки, рубашки, запонки) вы уже будет сравнивать с этой первой. Ведь купив костюм за 20000 р., галстук за 1000 уже не кажется таким дорогим.

Ошибка согласия

Наверняка многим известно, что наше сознание всегда ищет подтверждение собственной точки зрения. Многочисленные эксперименты и исследования психологов показывают, что люди с разными точками зрения в одной и тоже информации видят иногда диаметрально противоположное.
На этой особенности завязано практически всё в политике и пропаганде. Сейчас, мы можем особенно ярко наблюдать этот эффект в связи с событиями на Украине и в развязанной в связи с этим информационной войне. Используя это, можно буквально "выворачивать" смыслы на изнанку и у Цели даже не возникнет никаких подозрений, ведь её сознание найдёт нужную успокоительную информацию самостоятельно.

Запоздалость суждения

Эта особенность связана с предыдущей. Наш мозг особенно легко находит согласие с тем, на что уже не способен повлиять. Т.е. если что-то является уже свершившимся фактом (какие-то события прошлого), наше сознание будет убеждать само себя в том, что это было очевидно и предсказуемо.
Используя это свойство, СИ может заставить свою Цель самостоятельно убедить себя в чём-то. Достаточно просто подкинуть Цели ложную мысль о том, что что-то уже является свершившимся фактом и изменить это не возможно.

Эффект ложной памяти

Наша память не идеальна. Иногда в ней случаются баги, которые могут исказить наши воспоминания. Хотя при этом нам всё равно будет казаться, что всё было именно так, как мы помним.
Этот эффект также подтверждался многими исследованиями. Например в исследовании Элизабет Лофтус, участникам предлагали рассмотреть буклеты, на которых были описаны события из их детства, составленные якобы их родственниками, и описать эти события подробнее. Родственников действительно опрашивали, но одно из четырёх предложенных каждому участнику событий было ложным, т.е. никогда не происходившим с ним на самом деле. Около 20% "вспомнили" эти ложные события и даже начали припоминать какие-то подробности.
Таким образом, при определённых условиях, можно внедрять ложные воспоминания искусственно. А это огромный простор для действий соц. инженера.

Ещё несколько интересных когнитивных эффектов внутри поста!




Эффект наблюдателя
Основой нашего восприятия является наша позиция по отношению к этому событию. Под позицией здесь имеется ввиду не наш взгляд на него, а являемся ли бы участников события, субъектом, объектом или просто наблюдателем. В физике, по теории относительности, прежде чем проводить какие-то расчёты, принято обозначать с какой точки ведётся наблюдение. В психологии всё также!
Известно, что если речь идёт о наших собственных неудачах - мы склонны винить других или обстоятельства. Опоздали на работу? Виноваты пробки или водитель трамвая! А вот если неудачу совершает кто-то другой - то виноват он сам. "Надо было вставать раньше!":)
Подробнее про то, как соц. инженер может играть с позициями наблюдателя, я уже описывал в этом посте.

Эффект ореола
Данный эффект заключается в том, что мы склонны больше доверять мнению или уважать людей, которые нравятся нам внешне. В случае телефонного общения, это будет справедливо для голоса собеседника. Поэтому хороший соц. инженер всегда следит за тем, чтобы как минимум не вызывать отторжение своим внешним видом. А тренировка уверенного голоса и чёткой речи - вообще одно из важнейших, над чем нужно работать.

Оптимизм
Интересно, что оптимистичное мышление - это фактически защитная реакция нашей психики на возможные раздражители. Как иммунная система вырабатывает защитные клетки (лейкоциты и т.д.) даже если мы сейчас ничем не болеем, так и наше сознание старается поддерживать оптимистичный взгляд по-умолчанию. К примеру, мы не думаем постоянно о вреде курения, алкоголя или жирной пищи, не занимаемся спортом и т.д. Т.е. не смотря на то, что каждый фактически знает о возможных негативных последствиях, мозг старается поддерживать позитивный настрой и блокировать негативные мысли, чтобы не находиться постоянно в  подавленном состоянии.
Как это может использовать социальный инженер? Да он использует это постоянно! Именно за счёт этого свойства нашей психики, люди недооценивают риски и СИ может их убедить сделать самые "страшные" вещи. Мозг человека просто предпочтёт не портить себе лишний раз настроение, задумываясь о том "зачем этому милому господину пароль от моего аккаунта!?" :)

Когнитивная психология - очень интересная область. Для соц. инженера, знание особенностей человеческого восприятия, мышления и памяти может помочь выполнять самые смелые трюки с психикой человека и добиваться своих целей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий